Утверждено
ИП Бастрон В.А.
Приказ №1 от
26 декабря 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Школа эстрадного вокала «Фа Соль»
Возраст обучающихся: 18 - 65 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Составитель:
Атанова Екатерина Андреевна
педагог дополнительного образования
г. Омск – 2022
Пояснительная записка
Вокал – это выражение человеком своего настроения, отпечатанного в голосе, оно развивается и становится предметом особого искусства. Если выбрать правильный метод преподавания, ученики усвоят целый ряд ЗУНов (знаний, умений, навыков).
Для желающих заниматься эстрадным пением необходимо наличие удовлетворительных вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Направленность программы: данная программа дополнительного образования имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна: заключается, в первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на развитие певческих и творческих способностей обучающихся, сопровождающаяся системой практических занятий в реализации здоровье сберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.
Актуальность: обусловлена тем, что в процессе изучения вокала, обучающие осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, сценического движения.
Педагогическая целесообразность: обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности учащихся, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние обучающихся.
Цель: обучить учеников вокальному искусству, основываясь на их индивидуальных особенностях, предпочтениях, творческом потенциале.
Задачи: Обучающие:- научить правильному вокальному дыханию;
- обучить навыкам актерского мастерства;
- обучить навыкам сценического движения;
- научить работать с микрофоном, фонограммой;
- обучить навыкам певческой установки;
- сформировать стереотип координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:- развить вокальные данные;
- развить музыкальный слух;
- развить внутренний слух – способность представлять и слышать музыку внутри себя, петь по нотам;
- расширить диапазон голоса;
- снять зажимы, как физические, так и психологические;
- развить артистические способности;
- совершенствовать речевой аппарат;
- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
- развитие певческих навыков: дыхание, звукообразование, дикция, звукоизвлечение;
- развить культуру исполнения.
Воспитательные:- воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству;
- воспитать эстетический вкус;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Отличительные особенности: программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, их предпочтений.
Возраст обучающихся, на которых рассчитана образовательная программа: возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы, 18 – 65 лет. В школу вокала учащиеся принимаются в свободной форме.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 6 месяцев обучения: 36 часов вокала (24 урока по 1,5 часа), + пробное занятие(прослушивание) 1 час.
Режим занятий: 6 месяцев обучения, уроки проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа, недельная нагрузка – 1,5 часа.
Форма обучения: очная, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Возможны другие формы проведения занятий: вебинары, мастер классы, посещение открытых мероприятий преподавателей.
Ожидаемые результаты: Предметные: - знание правил правильного расхода певческого дыхания;
- овладение навыков исполнения под фонограмму;
- овладение навыков работы с микрофоном;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- исполнение вокальных произведений разных жанров.
Личностные: - реализация творческого потенциала в процессе музицирования;
- формирование эмоционального отношения к музыке;
- формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;
- формирование координации между вокалом и движениями.
Метапредметные:Регулятивные УУД: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха;
Коммуникативные УУД:- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- формулировать свои затруднения;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке.
Способы определения результативности:- педагогический контроль;
Формы подведения итогов реализации:Формы контроля (определение результатов)
Формы и способы фиксации результатов контроля
Входной контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
Прослушивание
прослушивание, наблюдение,
беседа
Участие в отчетном концерте, конкурс
Аудиозапись, видеозапись, фотографии.
Учебно-тематический план
6 месяцев обучения (36 часов + 1 час пробное занятие)
№ п/п
Наименование темы, раздела
Количество часов
Формы контроля
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие, прослушивание, диагностика.
0,5
0,5
1
Беседа, диагностика
2.
Постановка голоса:
Наблюдение
3.
Вокальные упражнения для начинающих.
1
1,5
2,5
Практическая работа
4.
Развитие навыков певческого дыхания.
1
1,5
2,5
Практическая работа
5.
Знакомство с устройством и работой голосового аппарата.
0,6
0,9
1,5
Практическая работа
6.
Работа над певческой атакой.
1
1,5
2,5
Практическая работа
7.
«Цепное» дыхание.
0,5
1
1,5
Практическая работа
8.
Упражнения на сглаживание регистров.
1
1,5
2,5
Практическая работа
9.
Работа над чистотой интонирования.
0,5
1
1,5
Практическая работа
10.
Артикуляция и дикция.
0,5
2
2,5
Практическая работа
11.
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато).
0,5
2
2,5
Практическая работа
12.
Фонограмма, ее особенности.
1
1
2,5
Практическая работа
13.
Приемы работы с микрофоном.
0,5
1
1,5
Практическая работа
14.
Пластическое интонирование.
0,5
1
1,5
Практическая работа
15.
Формирование сценической культуры.
1
1
2
Практическая работа
16.
Формирование сценических навыков.
0,4
1,1
1,5
Практическая работа
17.
Речитатив. Приёмы исполнения.
1
1
2
Практическая работа
18.
Умение согласовывать пение с ритмическими движениями.
0,5
1,5
2
Практическая работа
19.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
0,5
1,5
2
Практическая работа
20.
Репетиционное занятие
0,5
1
1,5
Практическая работа
21.
Отчетный концерт
1,5
Выступление
Содержание учебного плана
Тема: Эстрадное пение: Теория:
- знакомство:
- расширение о жанре «эстрадный вокал»;
Практика:
- индивидуальное прослушивание;
- исправление ошибок.
Тема: Постановка голоса:Теория:
-правила певческой установки; правильного звукообразования, спокойного вдоха, экономномного выдоха;
Практика:
-формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
-обучение правильному формированию гласных и согласных звуков.
Тема: Работа над певческой атакойТеория:
- изучения понятий атаки и ее видев (твердая, мягкая, придыхательная)
Практика:
- отработка приемов на упражнениях;
- внедрение приемов в исполнение песен.
Тема: «Цепное дыхание»Теория:
- изучение понятия;
Практика:
- отработка приема в паре с педагогом или другим учеником.
Тема: Сглаживание регистровТеория:
- изучение понятия «регистр»;
- изучение видов регистров.
Практика:
- отработка упражнений на плавное переключение регистров в пении.
Тема: Артикуляция и дикцияТеория:
- изучение понятий и их отличий друг от друга;
Практика:
- отработка навыков на упражнениях;
- внедрение навыка в пение.
Тема: Освоение форм звуковеденияТеория:
- изучение понятий (легато, нон легото, стаккато)
Практика:
- отработка приемов на упражнениях.
Тема: Фонограмма, ее особенности. Теория:
- понятие фонограмма, её виды и особенности.
Практика:
- слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»;
- подбор песенного репертуара.
Тема: Приемы работы с микрофономТеория:
- знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,
- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
Практика:
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление).
Тема: Формирование сценической культуры:Теория
- подготовка перед выходом на сцену;
- правила поведения на сцене;
- проработка образа произведения.
Практика:
- эмоциональный настрой;
- просмотр видео-материалов.
Тема: Формирование сценических навыковТеория:
- знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства, образ песни,
- выявление певческой наклонности обучающихся.
Практика:
- индивидуальный подбор песенного материала,
- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни;
- изучение базовых движений на сцене.
Тема: Речитатив. Приемы исполненияТеория:
- изучение понятия;
- изучение специфики приема.
Практика:
- отработка навыков;
- индивидуальная работа с обучающимся по внедрению навыка в пение.
Тема: Умение согласовывать пение с ритмическими движениями + пластическое интонированиеТеория:
-знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,
Практика:
-просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов,
- пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.
Тема: Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образаТеория:
- значение образа во время выступления
Практика:
- изучение песенного репертуара;
- определение образа, настроения выбранной песни;
- определение подходящих деталей, касающихся выбранной песни (костюм, грим);
- определение и постановка подходящих движений к выбранной песне.
Тема: Репетиционное занятиеТеория:
- вспоминаем по мере нужного весь курс обучения
Практика:
- исполнение выпускной песни;
- исправление недостатков (если они имеются);
- отработка концертного выступления.
Отчетный концертПрактика:
- настрой перед выходом на сцену;
- концертное выступление;
- сохранение и донесение образа произведения на протяжении всего выступления.